Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Тема данной работы на сегодняшний день является достаточно актуальной Актуальность работы можно представить в следующем. Физическая рекреация - это одна из форм рекреационной деятельности, а также процесс педагогической организованной двигательной активности, который направлен на восстановление пониженной работоспособности при использовании различных технологий физической культуры.
Именно в молодом возрасте необходимо провести формирование привычки к физической культуре, а также потребности к движению, так именно в молодом возрасте это сделать наиболее легко. Двигательная активность у детей и молодежи доставляет «мышечную радость». Такие факторы являются фундаментальными для:
общего гармоничного развития личности,
психического и физического совершенствования.
Использование активной двигательной деятельности является особым фактором, который влияет на развитие и воспитание в целом личности индивида. Именно в процессе наработки определенных навыков двигательных умений происходит совершенствование психомоторных и вегетативных функций, а также происходит улучшение в целом качественная сторона всей двигательной деятельности, происходит развитие физических возможностей.
Благодаря зримости и жизненности объекта происходит активизация восприятия детьми, а также конкретизация полученных знаний и обогащение новыми, при закреплении их в практической деятельности.
Использование познавательного процесса приводит к изменению отношения личности к окружающему миру, учит самостоятельности и активности, помогает развивать внутриколлективную связь и межпредметную.
Использование туризма является одним из главных факторов здорового образа жизни.
Все вышеизложенное позволило приступить к мониторингу исследования влияние физических упражнений на организм туриста.
Гипотеза исследования состоит в том, что мы предположили, что занимаясь туризмом как одно из средств физической культуры повысит показатели здоровья занимающихся и степень их приверженности к здоровому образу жизни.
Цель: теоретически обосновать рекреационную физическую культуру.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся литературы по данной проблеме.
2. Раскрыть научно-методические основы влияния занятий туризмом на развитие физических качеств занимающихся.
Методы: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение и систематизация научных данных.
Степень научной разработанности проблемы. Обзор научной литературы показывает, что в целом она позволяет вести анализ, рассматриваемый проблемы. В этом плане, исследовательский интерес представили научные работы российских и зарубежных авторов. Стоит отметить работы некоторых авторов, которые анализировали отдельные проблемы: Н.И. Пономарев, В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев, В.В. Костюков и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были обобщены данные о влияние туризма на здоровье, о подходах к формированию у них объективной картины здорового образа жизни, в том числе силами физической культуры и спорта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были выявлены особенности формирования здорового образа жизни посредством занятий туризмом.
Глава 1. Научно-методические основы влияния занятий туризмом на развитие физических качеств занимающихся
1.1. Занятия туризмом как оздоровительно-рекреативная технология
В современном глобализующемся мире идет активный поиск более эффективных форм и методов укрепления здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры, в частности – физической рекреации. Понятие «физическая рекреация» прочно утвердилось в понятийном аппарате теории физической культуры и спорта.
По мнению Н.И. Пономарева, под рекреационной физической культурой понимается часть физической культуры, управляемый процесс применения видов, форм, средств и методов физической культуры по процессу оптимизации двигательного режима, разностороннего развития физических, психических и духовных возможностей человека в целях их активного функционирования в природной, производственной и досуговой жизни и деятельности[14].
На основании вышесказанного, целесообразно обратиться к дефиниции «рекреация». Слово «рекреация» (от лат. «recreo») обозначает: восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять, отдыхать, приходить в себя, возрождать, выздоравливать [20].
По мнению В.М. Выдрина дефиниция «физическая рекреация» обозначает, что в ходе восстановления, выздоровления, отдыха преобладающим будет двигательная активность, применяются физические упражнения. Основой содержания физической рекреации будет деятельность использование физических упражнений и иных видов двигательной деятельности для удовлетворения специфических биологических потребностей каждого человека и детей в том числе.
Биологические потребности преимущественно связаны с удовлетворением естественной потребности в движении ребенка, восстановлении временно сниженных или нарушенных функций организма и их активизацией.
Социальные потребности направляются на удовлетворение потребности в развитии, получения удовольствия, переключении с одного вида деятельности на другой, профилактике неблагоприятных воздействий социальной среды. Все это необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельности детей дошкольного возраста [4].
Основая цель физической рекреации - укрепления физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда[8].
Физическая рекреация оказывает разностороннее влияние на организм дошкольника, затрагивая одновременно двигательную и психическую сферу занимающихся и содержат ряд условий, облегчающих формирование произвольности поведения: подвижные игры обычно связаны с движениеми, это способствует тому, что факт выполнения (или невыпонения) правил становится очевидным.
Обобщая всю информацию можно все рекреационные потребности человека подразделить на несколько групп, опираясь на их направленность.
Физическая рекреация, а по-другому отдых и развлечение – это применение любой двигательной активности для того, чтобы было физическое развитие и укреплялось здоровье. Её отличительной особенностью является полное подчинение интересам человека. Именно благодаря этому и достигаются высокие показатели как общей, так и физической культуры. С этой точки зрения целью физической рекреации является укрепление как физического, так и психического здоровья, а также создания фундамента для дальнейшего физической и умственной работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Атилов А. А.Современный бокс. Практическое руководство / А. А. Атилов- Ростов-на/Д: Феникс, 2013. – 640 с.
2. Бальсевич В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 5. – С. 2-7.
3. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера / Б.И. Бутенко. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 175 с.
4. Выдрин, В. М. Физическая рекреация вид физической культуры [Текст] / В. М. Выдрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №3. – С.2-19.
5. Гаврилов, Д. Н. Нормирование физической нагрузки в занятиях оздоровительной направленности [Текст]: чебное пособие / Д. Н. Гаврилов, А. Н. Потапчук, В. Н. Утенко, Г. А. Шашкин. – СПб: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2016. – 56 с.
6. Данилейко, М. С. Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации [Текст]: дисс. канд. пед. наук 13.00.04 / М. С. Данилейко. – Санкт-Петербург: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. – 157 с.
7. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 311с.
8. Калинкин, Л. А., Матов В. В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества [Текст] / Л. А. Калинкин, В. В. Матов // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 1. – С. 8-11.
9. Коломийцева Н.С. Комплексная методика развития физических качеств дошкольников педагогика оздоровления). Учебно-методическое пособие. – Майкоп: АГУ, 2012. – 174 с. – С. 139-140.
10. Кузьмина Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2014. – 156 с.
11. Лагусев Ю. М. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М.: РМАТ, 2002. – 38 с.
12. Неретина Т. Г. Организация летнего отдыха в условиях похода /Т. Г. Неретина. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. технический университет им. Г.И.Носова, 2019. 84 с.
13. Основы подготовки, организации и проведения спортивных и оздоровительных туристских походов. Методические рекомендации /Сост.П.К.Гулидин, В.П.Виноградов. – Витебск: Издательство УО «ВГТУ»,2022. – 43 с.
14. Пономарев, Н.И. Физическая культура элемент культуры общества и человека [Текст] / Н. И. Пономарев – СПб: Питер, 2010. – 284 с.
15. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей, М.: Мозаика - Синтез, 2000 - с. 256.
16. Судаков Е.Б. Факторная структура двигательных способностей квалифицированных боксеров // Современная методика преподавания физической подготовки в образовательных учреждениях России: Тезисы докладов и статей Всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград: ВА МВД России, 2018. - С. 166-168.
17. Судаков Е.Б. Специфика развития физических способностей у боксеров, обладающих различными тактическими манерами ведения поединка // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. – 2018. - № 1 (35). – С. 17-19.
18. Судаков Е.Б. Характеристика двигательных способностей у юных боксеров //Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Материалы итоговой научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых за 2006 год. – Выпуск № 13. - Волгоград: ВГАФК, 2017. – С. 96-98.
19. Теоретико-практические основы развития физических качеств. Учебное пособие / Сост. В. С. Попов; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. – 156 с.
20. Физическая рекреация как средство повышения двигательной активности школьников [Электронный ресурс]: информационно образовательный портал / Методика, педагогика, образование. – Режим доступа: URL: http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=11555:2015-04-22-10-06-12&catid=77:organization-of-educational-process.
21. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия,2016. – 489 с.
22. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2016. – 480 с.
23. Чичерин В.П. Дифференцировка мышечных усилий как фактор развития специфических качеств студентов на занятиях боксом /В.П. Чичерин [и др.] //Право и экономика: междисциплинарные подходы в науке и образовании -2017.-С. 263-269.
24. Шенделев Д.Е., Шенделева С.В. Использование современных средств и методов развития физических качеств /Д.Е. Шенделев, С.В. Шенделева //Инновационные технологии в технике и образовании .-2015.-С.198-202.